Растаможка по-европейски: сторонникам евроблях дали содержательный ответ

Растаможка авто в Европе и СНГ не дешевле чем в Украине. Об этом говорится на официальном сайте главы комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной.

С принятием законопроектов №8487 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств» и №8488 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины» за авторством большинства членов комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, стоимость растаможивания и регистрации иномарок в Украине будет на уровне со странами Европейского союза. При этом содержание личного авто в европейских странах стоит автовладельцам в десятки раз дороже, чем в Украине. Об этом свидетельствуют результаты анализа стоимости растаможки авто, его государственной регистрации и дальнейшей эксплуатации в различных странах, проведенного экспертами Комитета.

Согласно действующему законодательству Украины, объем расходов на растаможку импортированного машины — это сумма трех обязательных платежей — акцизного налога, ввозной пошлины (10%), а также налога на добавленную стоимость (20% от суммы стоимости авто, акциза и пошлины) .

Подобный принцип таможенного оформления полностью или частично применяется по всей Европе для растаможивания автомобилей, ввезенных на территорию Европейского Союза из других стран мира.

Что касается перемещенных транспортных средств, например, из Германии в Литву или Румынии, такие авто не требуют таможенного оформления, ведь по принципам ЕС, Европа является единой таможенной территорией, где не предусмотрена ввозная пошлина, а остальные налоги и сборы устанавливаются и взимаются за внутренними правилами каждого отдельного государства.

К примеру, в Польше акцизный налог взимается со всех ввозимых на территорию авто. В то время как НДС в размере 23%, уплачивается из новых, коммерческих и ввозимых из-за пределов ЕС машин, и не уплачивается с транспортных средств, ввезенных из любой страны Европы для личного пользования.

Кстати, уже второй год подряд Министерство финансов Польши подает на рассмотрение польского парламента предложения по изменениям подходов вычисления действующего акциза. Сейчас его размер зависит сугубо от стоимости авто, однако в будущем польское правительство предлагает использовать расширенную шкалу ставок, в основе которой несколько различных показателей, в том числе экологические и возрастные. Поэтому с принятием таких изменений в текущем году, в 2019 году в Польше акцизный налог с транспортных средств, например, произведенных до 2004 года, достигнет от 0,5 до 4500 евро в зависимости от объема двигателя.

Таким образом в Польше стремятся стимулировать обновление автомобильного парка страны и минимизировать негативное влияние на окружающую среду, которые вызывают старые машины.

Используют акциз в качестве регулятора в Молдове и Грузии. В этих странах максимальные ставки налога для авто возрастом 10 и 14 лет — соответственно. При этом в Молдове кроме строгого акциза на старые авто дополнительно действует запрет на ввоз машин старше 10 лет, а в Грузии — применяется тройная ставка акциза для авто с правосторонним рулем, что ограничивает объем ввоза подержанных транспортных средств из Европы и Азии.

В свою очередь Германия и Румыния стимулируют приобретение своими гражданами новых и более экологичных авто путем предоставления бонусов и субвенций. С 2016 г. каждый житель Германии может получить 3-4,5 тысячи евро на приобретение гибридного или электрического транспортного средства. А начиная с 2017 года в Румынии стартовала трехлетняя государственная программа обновления автопарка страны, по которой владельцы авто старше 8 лет могут получить за утилизацию старого автомобиля, при покупке новой машины, уровень выбросов CO2 которой не превысит 130 г / км, — 1500 евро, а в условиях покупки авто, уровень выбросов CO2 которого не превысит 98 г / км, — 1750 евро. Кроме того, программой предусмотрено предоставление субвенций в размере 10 000 евро на приобретение электромобилей, а также 4500 евро на покупку авто-гибридов.

К сожалению, не все страны могут себе позволить такой прогрессивный однако финансово обременительный подход, именно поэтому большинство европейских государств регулируют вопрос обновления автопарков путем уменьшения или увеличения налоговой нагрузки на автовладельцев.

Поскольку европейские автомобили перемещаются из одной европейской страны в другую, не требуя растаможки, особое внимание в Европе уделяют государственной регистрации, которой обязательно предшествуют идентификация авто и дорегистрационный технический осмотр. Это платные услуги, стоимость которых колеблет от 20 до 120 евро.

Идентификация авто предусматривает проверку маркировок и подлинности документов на машину, в то время, как технический осмотр должен показать имеющиеся неисправности, которые должны быть устранены производственными картами производителя. Это означает, что в случае повреждения незначительной детали должны быть заменены все запчасти или даже целый механизм, приводящий к значительным дополнительным затратам, однако это является обязательным для прохождения технического осмотра, а следовательно и регистрации авто.

Стоимость регистрации варьируется от 30 до 250 евро и зависит от размера регистрационного взноса, цен на свидетельство и номерные знаки, стоимости перевода документов, а также объема дополнительных взысканий. В частности в Польше одновременно с регистрационным сбором необходимо оплатить утилизационный сбор.

Сразу после регистрации автовладелец обязан оформить страхование гражданско-правовой ответственности, цена которого зависит от тарифов страны, где зарегистрировано авто; покрытия страхового полиса; возраста, пробега и объема двигателя транспортного средства; а также страховой истории водителя. Стоимость страхования может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен евро.

Следующим обязательным шагом является уплата ежегодных налогов — в каждой стране своих, в частности налога на собственность в Молдове, Грузии и Румынии, экологического налога в Румынии и Германии, дорожного налога в Молдове и отдельных странах Европы, где в обязательном порядке водитель имеет платить за пользование автомобильными дорогами страны путем приобретения дорожной виньетки или плакетки. Размеры указанных платежей зависят от технических характеристик авто — возраста, объема двигателя, пробега, объема выбросов СО2 и могут достигать нескольких сотен евро в год.

Беспрепятственная эксплуатация авто возможна только после прохождения всех указанных процедур, поскольку штрафы, предусмотренные за отсутствие тех или иных наклеек или номерного знака авто в автоматической базе дорожной полиции, значительно выше суммы обязательных платежей.

За год или два эксплуатации, в зависимости от страны пребывания, авто должно пройти обязательный техосмотр на тех же условиях, что и перед регистрацией — с оплатой услуг станции технического обслуживания и полной заменой запчастей, вышедших из строя, может стоить владельцу авто до нескольких тысяч евро, однако отказ от ремонта и, как следствие, непрохождение ТО — намного дороже, ведь предусматривает прекращение государственной регистрации.

Результаты указанного исследования, а также анализ, проведенный экспертами Комитета, подтверждают, что стоимость содержания автомобиля в Европе — намного выше стоимости его таможенного оформления и государственной регистрации, а также свидетельствуют о том, что законопроекты №8487 и №8488 — изменения в Налоговый и таможенного кодексов Украины — отвечают современным тенденциям Европейского Союза.

* Анализ стоимости растаможки авто, его государственной регистрации и дальнейшей эксплуатации основан на данных открытых источников, а также ежегодного обзора Tax Guide of European Automobile Manufacturers Association, доклады Co2 based motor vehicle taxes in the eu, рейтингу CarCostIndex of LeasePlan и сведений Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.